Как птицы готовятся к перелету

Как птицы готовятся к перелету

Птицы одних видов летят поодиночке, других — группами или стаями. Для многих видов характерен определенный порядок расположения птиц в стае. Вьюрки и другие воробьиные летят беспорядочными группами, вороны — редкими цепочками, кроншнепы и кулики-сороки — «шеренгой» , гуси и журавли — «углом» . У большинства птиц самцы и самки летят одновременно. Но у зяблика самки улетают осенью раньше самцов, а у аистов самцы прилетают весной на родину раньше самок.

Молодые птицы иногда отлетают на зимовку раньше старых. Одни птицы летят днем, другие — ночью, а днем останавливаются на кормежку. Скорость полета птиц на пролетах относительно невелика. Например, у перепела — 41 км/час. Наибольшая скорость у черного стрижа — 150 км/час. Высота перелета — средняя. Многие мелкие воробьиные летят низко над землей. Еще ниже — при встречном ветре, сильной облачности, осадках. Крупные виды летят примерно на высоте 1—2 тыс. м, средние и мелкие — около 1000—500 м. Однако в области Гималаев горные гуси на пролете наблюдались на высоте около 8 тыс. м над уровнем моря.

Около трети всех видов птиц периодически переселяются из мест зимовок к местам гнездования, то есть совершают сезонные миграции. Благодаря этому птицы могут жить в районах с резко выраженными сезонными изменениями климата, где на смену лету приходит холодная, суровая зима, и даже освоили тундровые районы, где летом им обеспечено обилие корма, но зимой жизнь для большинства из них невозможна.

Оседлые и перелетные птицы

По стремлению к перемене мест всех птиц можно разделить на 3 большие группы. Оседлые птицы круглый год проводят вблизи мест гнездования. Большая часть оседлых птиц — обитатели тропиков, а из наших птиц к ним относятся голуби и воробьи. Кочующие птицы совершают ненаправленные перекочевки на десятки и сотни километров в пределах той же природной зоны, где гнездятся (грачи, клесты, синицы, совы). Перелетные птицы мигрируют в другие природные зоны, за тысячи километров от мест гнездования (гуси, журавли, скворцы). Разделение это не очень строгое. Например, перелетные дрозды-рябинники в годы богатого урожая рябины могут и не улетать на зиму. Птицы одного и того же вида, живущие в северной части своего ареала, могут быть перелетными, а живущие на юге — кочующими или оседлыми.

Подготовка птиц к перелету

Сроки перелета часто зависят от способа питания птиц: зерноядные обычно прилетают раньше, а улетают позднее насекомоядных. У птиц существует свой «внутренний календарь», сообщающий, когда пора улетать; а главной приметой служит изменение продолжительности светового дня. Сигналы о приближении периода перелета вызывают изменения в организме птиц. Во время миграций птицы преодолевают значительные расстояния, не все из них имеют возможность остановиться и подкрепиться в пути, особенно если маршрут их лежит над океаном. Например, кулики бурокрылые ржанки пролетают без остановки 4 тыс. км от Лабрадора до берегов Южной Америки.

Поэтому перед перелетом птицы усиленно кормятся, накапливая жир, вес которого может составлять половину веса их тела. Кроме того, у них сокращаются в объеме некоторые внутренние органы, например, кишечник, истончаются стенки мускульного желудка (птицы даже отрыгивают содержащиеся в нем камешки). Пройдя такую «предполетную подготовку», птица превращается в летательный аппарат, по экономичности далеко превосходящий любой из созданных человеком.

Читайте также:  Папаверин кошке подкожно

Многие загадки навигационных способностей птиц до сих пор не разгаданы. Неясно, например, как некоторым из них удается отыскать точные пункты назначений — затерянные в океанах островки — или чем руководствуются молодые птицы, впервые самостоятельно совершающие дальние миграции. Но ученым удалось выяснить, что птицы, совершающие перелеты днем, ориентируются по солнцу, причем они могут учитывать изменение его расположения. Виды, летящие в ночное время, ориентируются по знакомым созвездиям. Немаловажно и врожденное знание продолжительности перелета, своеобразная наследственная программа. Большинство птиц летят стаями, это облегчает для них условия перелета.

Кольцевание птиц

Разобраться в путях миграций птиц помогло их кольцевание. Орнитологи отлавливают птиц сетями или ловушками и надевают им на лапку алюминиевые кольца с номером и адресом, по которому человек, добывший окольцованную птицу, может отослать кольцо. Массовое кольцевание птиц на научной основе началось на рубеже XIX—XX вв., сейчас можно проанализировать данные по перемещениям многих миллионов птиц.

Многие виды птиц совершают перелеты с материка на материк, из Северного полушария в Южное, преодолевая огромные расстояния. Почему они не останавливаются на зимовку на полпути, в районе экватора? Как оказалось, многие перелетные птицы зимуют в местах, экологические условия которых сходны с местами их гнездования, хоть они и расположены в другом полушарии Земли. Поэтому гнездящиеся в Арктике полярные крачки улетают на зимовку к берегам Антарктиды, дважды в год пролетая расстояние 15—22 тыс. км и затрачивая на этот вояж около 90 дней.

Надежда Батищева
Конспект занятия «Перелётные птицы»

Конспект занятия "Перелётные птицы"

02 декабря 2017

Цели занятия:

— закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

— закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

— активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

— учить согласовывать имена существительные с числительными;

— учить согласовывать имена существительные с глаголами;

— развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

— воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Солнца редкие лучи.

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

Читайте также:  Как правильно снять шкуру с енотовидной собаки

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Читайте также:  Когда ловят сельдь тихоокеанскую

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры:воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

4. Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

Я хочу подарить вам вот эту книгу — «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.

Прикреплённые файлы:

pereletnye-pticy-2-1_mgt8u.ppt | 1707,5 Кб

«Перелётные птицы». Конспект интегрированного занятия в подготовительной подгруппе .

Конспект НОД «Перелётные птицы» в подготовительной группе Конспект НОД в подготовительной группе Тема: Перелётные птицы Образовательная область: познавательная Цель: Дать представления о перелётных.

Конспект НОД «Звуки [А], [У]. Перелётные птицы» Конспект занятия звуки [А],[ У]. Перелетные птицы (закрепление) Цели: формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза. Формирование.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Перелётные птицы» Программное содержание: 1. Обогащать и систематизировать знания детей о перелётных птицах. 2. Закреплять умение получать информацию об объекте.

Конспект занятия по рисованию «Перелётные птицы» Учебные задачи: Продолжать учить детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет, но и характерные.

Конспект занятия по экологии «Перелётные птицы» Занятие по экологии в подготовительной группе «Пернатые друзья» Тема недели: «Перелетные птицы». Цель: развитие у детей познавательных.

Ссылка на основную публикацию
Как правильно снять шкуру с енотовидной собаки
Значительное число специальной литературы недоступно массовому охотнику. Однако на страницах нашего популярного издания можно почерпнуть самые необходимые сведения, которые нужны...
Как отучить собаку гадить на газон
Существуют запахи, отпугивающие собак. Зная эти ароматы и правила их применения, можно подобрать идеальное средство, чтобы псы не гадили и...
Как правильно делать массаж ушей собаке
Соавтором этой статьи является Pippa Elliott, MRCVS. Доктор Эллиот, BVMS, MRCVS — ветеринар с более чем 30 годами опыта в...
Как приучить французского бульдога к улице
Французский бульдог — крайне популярная порода собак, которая уступает своим крупным собратьям исключительно по размеру. Благодаря компактному размеру, собаки этой...
Adblock detector