Почему чайку назвали чайкой

Почему чайку назвали чайкой

В России чайки гнездятся на всей её европейской территории, а также в Сибири, на юге Дальнего Востока, на Колыме, Камчатке…

В старину чайку называли мартышкой — возможно, за её крики.

Чайка — птица не слишком большая и изящная.

Длина её тела — от 36 до 39 см. Размах крыльев — от 85 до 100 см. Вес — около 250-350 г.

Голова круглая, летом тёмно-коричневая, цвета крепкого кофе, почти чёрная, с узкими белыми пятнами над и под глазами.

На затылке заметна граница между тёмным и светлым оперением в виде белого пятна.

Осенью и зимой голова приобретает сероватый цвет.

Клюв тонкий, тёмно-красный.

Крылья и спина светло-серые, на конце крыла сзади чёрная полоса, а спереди белая полоса.

У молодых птиц голова коричневая, тело рыжеватое, серо-бурые крылья с белыми концами, на хвосте чёрная полоса.

Ноги и клюв красные.

Лапы имеют плавательные перепонки, копчиковая железа выделяет смазку для перьев, несмотря на то, что чайки никогда не пускаются в долгое плавание, а держатся рядом с берегом.

Голос чайки трудно передать однозначно. Он может напоминать смех, квохтанье, крики рассерженной кошки и отдалённо воронье смягчённое "кярр — а-а-а – крр".

Вообще, чайки — птицы напористые и весьма крикливые, такое впечатление, что они никогда не молчат.

Обитают не только на морском побережье, но и в дельтах рек, в поймах, на озёрах, болотах, торфяных карьерах, болотах, на заросших островках, на внутренних водоёмах, на реках больших и малых городов.

Сейчас чайку можно увидеть спокойно роющейся в контейнере вблизи реки.

Сказать о чайке, что она обладает хорошим аппетитом, значит не сказать ничего. Чайка — птица прожорливая и всеядная. Основное её питание — слабая, больная, недостаточно ловкая рыба, которой она кормится на плаву, беспозвоночные, моллюски, раковины, которых она раскалывает, кидая их с высоты на берег, насекомые, собранные на пашне, дождевые черви, стрекозы, жуки, комары, мелкие грызуны…

Чайки — птицы умные, даже изобретательные, к тому же им повезло с клювом, который считается универсальным.

Гнездятся чайки колониями, собираясь вместе по несколько тысяч пар.

В нынешней конструкции политической системы России полпредство является важным шагом к дальнейшему развитию карьеры. В свое время полномочными представителями президента были первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и многие другие влиятельные чиновники.

ПО ТЕМЕ

Юрий Чайка покинул пост генпрокурора России

Переход Чайки на полпредство может стать для бывшего генпрокурора очередной ступенью вверх. В момент назначения президент не всегда встречается с новыми чиновниками. В лучшем случае все ограничивается официальными сообщениями, а то и вовсе фотографией. Однако с Чайкой Путин встретился, к тому же в присутствии его преемника на посту генерального прокурора.

Атмосфера на встрече была теплой, Путин благодарил Чайку за проделанную работу и достигнутые результаты. Очевидно, что новый полпред на Северном Кавказе может рассчитывать на поддержку Кремля, а его слово в высоких властных кабинетах по-прежнему будет иметь максимальный вес. Более того, Чайка остается в Совете безопасности, роль которого в связи с последними событиями явно усиливается. Членство в Совбезе – солидный административный ресурс.

До Чайки на Северном Кавказе было четверо полпредов. Бывший генпрокурор приходит в регион с самой высокой должности. Так, Александр Хлопонин был губернатором Краснодарского края, Сергей Меликов – первым замначальника штаба МВД, Олег Белавенцев руководил крупным оборонным предприятием, а Александр Матовников был замначальника Генерального штаба.

"Хотя их работа была довольно успешной, сам факт высокой ротации в этой должности показывал, что на этой позиции требуется более статусный политик и управленец", – отмечает "Независимая газета".

За Чайку играет целый ряд немаловажных факторов. Он возглавлял Генеральную прокуратуру в течение 14 лет и хорошо известен на федеральном уровне. Чайка прекрасно знаком со спецификой работы правоохранительных органов, которым в последнее время приходилось много заниматься северокавказской повесткой. Вспомнить хотя бы дело Арашуковых.

Держать удар Чайка умеет, да и навыками дипломата бывший генпрокурор не обделен. За последние годы подчиненное ему ведомство активно занималось защитой прав предпринимателей, многие из которых оказались под необоснованным и даже заказным преследованием. Кавказ – дело тонкое, поэтому твердость характера, а также мудрость и тактичность дипломата там не менее важны, чем наличие административного ресурса и возможности заручиться поддержкой силовых органов.

Очевидно, что одним из основных направлений работы Чайки на посту полпреда будет реализация национальных проектов. Эксперты неоднократно отмечали, что важнейшим фактором в этой работе является эффективность правоохранительных органов. По всей видимости, у бывшего генпрокурора окажется достаточно инструментов для воздействия на правоохранителей и представителей органов власти. Расслабиться чиновникам Чайка явно не даст.

Кстати, в его назначение на должность полпреда хорошо вписывается ликвидация Министерства по делам Северного Кавказа. Упразднение ведомства поможет избежать дублирования полномочий, что повысит эффективность политики федерального центра на местах. Все это делает полпреда ключевой фигурой в этом непростом регионе.

Читайте также:  Буубэй порода овец описание

Напомним, Генеральную прокуратуру Юрий Чайка возглавлял с 2006 года. В понедельник, 20 января, президент Владимир Путин предложил ему перейти на работу полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе. Новым главой надзорного ведомства стал 44-летний Игорь Краснов.

Я помню эту машину с детства. Была у меня игрушечная, красная. Да и по телевизору показывали правительственные. Да и в реале один раз видел. Это был фурор. На фоне квадратных коробок "Чайка" это была типа Ламборджини настоящего времени по крутости.

В 1959 году на свет появилась “Чайка” – наследница знаменитого ГАЗ-12 ЗиМ. Автомобиль, созданный словно в другой, параллельной реальности, ярко выбивался из однообразного транспортного потока тех лет, состоявшего из Волг и Москвичей. Автомобиль заставлял сворачивать головы, словно длинноногая красотка, а если где-то останавливался – тут же привлекал внимание десятков зевак. Привлекал, потому что не мог не привлечь. Ведь не случайно “Чайку” называют самой красивой машиной Советского Союза.

1. Решение о создании “Чайки” назрело в середине пятидесятых годов, когда стало понятно, что ЗиМ, стартовавший в производстве сразу после войны – уже безнадежно устарел. Тяжелый, высокий автомобиль на фоне своих стремительных и приземистых американских собратьев смотрелся уже откровенным анахронизмом. Меж тем, поначалу конструкторы планировали лишь модернизировать ЗиМ – так появился автомобиль ГАЗ-12В “Чайка”.

Несмотря на модную двухцветную окраску и фейслифтинг, ЗиМ не убавил в весе и не стал современнее – возможности для модернизации были исчерпаны. Тогда к созданию нового образа подключился знаменитый художник Лев Еремеев (автор стайлинга ГАЗ-21), который оказался так же и “крестным отцом” ЗиЛа-111 и, что объясняет схожесть двух моделей.

2.Попытка осовременить ЗиМ. ГАЗ-12В, 1955 г.

Однако после многочисленных опытов коллектив приходит к выводу, что сделать ЗиМ современнее уже не удастся. Начиная с середины пятидесятых годов на заводе начинаются работы по темам “Чайка” и “Стрела”, однако нельзя сказать, что образ будущего автомобиля складывался легко и быстро. В это же время на ЗиЛе начинается работа по аналогичному проекту. Тогда они ещё значительно отличались друг от друга. Первые наброски проекта под названием “Москва” являли собой весьма тяжеловесный и консервативный облик, ничем не похожий на привычный нам стремительный силуэт последующего “стоодиннадцатого” ЗиЛа

3.Проект автомобиля ЗиЛ “Москва”.

В 1956 году НАМИ закупает для всестороннего исследования несколько образцов американских автомобилей Паккард и Империал. В их числе Packard Caribbean и Packard Patrician, оба 1956 модельного года. Существует легенда о проведении в НАМИ закрытой выставки только для членов коммунистической партии (безпартийный советский житель мог “не выдержать” культурного шока от столкновения с заокеанским авто), после которой часть автомобилей была передана на ГАЗ, а часть – на ЗИЛ для всестороннего исследования. Так или иначе, Паккарды попадают на Горьковский Завод.

4.Packard Caribbean

5.Packard Patrician

Именно Паккарду “Чайки” обязаны характерными утопленными под козырьки фарами, повторителями повторов и “зубастой” решеткой радиатора. Эмблемы на этих решетках, впрочем, несут разный смысл: у Чайки это стилизованное изображение птицы, у американского автомобиля – буква V, аллегория к мототору V8. Вместе с тем, говорить о том, что Чайка являлась полной
копией Паккарда, было бы не верно. При очевидных стилистических заимствованиях у “изучаемых” образцов, она обладала иным по типу кузовом, совершенно другой схемой остекления, формой боковин и задка.

Оригинальными являлись и так называемые “сложенные крылья”, образованные хромированной накладкой и вытянутой формой заднего крыла. Чайку можно считать квинтэссенцией “аэро” стиля в советском автомобилестроении, первым и ярчайшим его представителем.

6.Специалист КБ завода за созданием макета будущей Чайки.
Обратите внимание на задний план. Через десятилетие эти макеты
превратятся в “двадцать-четвертую” Волгу.

Наталья Колесникова (директор музея истории Горьковского Автозавода)
рассказывала, что как-то на одной из экскурсий спросили Лебедева
(дизайнер ГАЗа Б.Б.Лебедев – прим. автора):

— А почему автомобиль назвали “Чайка”?

на что Лебедев ответил:

— Решение так назвать автомобиль родилось очень быстро, будущий
автомобиль должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на
заводе, поэтому, если есть Волга, то над ней должна парить Чайка.

Однако, в официальной Автоэкспортовской брошюре опубликовали более
красивую версию: “Горьковчане — жители города, стоящего на Волге, —
часто любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой
реки, И когда встал вопрос о том, как назвать новую легковую машину
высшего класса ГАЗ-13, горьковчане автомобилестроители выбрали ей имя
«Чайка».”

Первые опытные образцы автомобиля несколько отличались от
последующих. В частности, на фотографиях заметен необычный
стилистический элемент – накапотная фигурка чайки. На серийные
автомобилях от неё отказались, видимо, из соображений безопасности для
пешеходов, как это было со второй серией “двадцать-первой Волги”.

Читайте также:  Рыбы азовского моря фото и описание

7.Опытный “ГАЗ-13″. Обращает на себя внимание накапотная фигура, иные
указатели поворотов, отсутствие “противотуманок” под основными фарами.

8. Цветная фотография, позволяющая судить о колористической схеме опытного экземпляра

В 1957 году опытная партия из 9 “Чаек” (различные источники называют
разные цифры) отправилась в пробег протяженностью 21 000 км. Все
автомобили имели модную в ту пору двухцветную окраску (бежевый с красным
или бежевый с салатовым)

10.По иронии судьбы для рекламных проспектов привлекали красивых
молодых девушек. Однако ни одна из них даже гипотетически не могла
приобрести данный автомобиль, т.к. он так и не поступил в свободную
продажу до развала СССР.

1958 год становится звездным часом для Чайки. Она участвует в
экспозиции советского стенда на первой послевоенной всемирной Выставке в
Брюсселе. Советский стенд тогда произвел фурор и был признан лучшим, а
всего за время выставки его посетило 30 миллионов человек. Конечно, это
не означает, что горьковские автомобили автоматически были признаны
лучшими в мире. Хотя бы потому, что выставка была не профильной, да и
американцы свои авто не привезли. Однако, Диплом был безусловным
признанием достижений советской конструкторской школы.

11.Диплом Гран-При ЭКСПО`58. Автомобильную часть экспозиции
Советского Союза представляли: ГАЗ-13, ГАЗ-21, ГАЗ-52, ЗиЛ-110,
Москвич-402.

12. После выставки в Брюсселе опытный образец украшал собой павильон “Машиностроение” на ВДНХ,

В 1959 году уже другой экземпляр в качестве “нашего ответа Чемберлену”
экспонировался на советской выставке в Нью-Йорке вместе с ГАЗ-21
“Волга”. Надо сказать, что советские автомобили вызвали не меньший
интерес у американцев, чем штатовские автомобили на аналогичной выставке
в Москве.

13.Американцы изучают “Чайку”. Фото пользователя samsebeskazal

14.“Чайка” в качестве “шоу-стоппера” на одной из европейских
выставок. (После Брюсселя машина посетила Брно, Будапешт, Женеву,
Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико) Судя по всему, на фото именно Женева.

В 1959 году Чайка выходит на “серийное производство”. Машина
считается автомобилем первого класса, высшего в то время – ЗИЛ -111. До
сих пор точно не известно количество выпущенных Чаек. Называется цифра
от 1000 до 3000 экземпляров. Связано такое расхождение с любопытным
способом капремонта, имевшем место на заводе. На старое шасси
устанавливали абсолютно новый, с иголочки, кузов и снова запускали “в
плаванье”. Зачастую, в ходе такого ремонта от старого автомобиля
оставались лишь мосты, однако по документам она проходила
“отремонтированной”…

Не трудно представить, что сразу после официального представления
населению, в высших эшелонах власти за “Чайку” разразилась настоящая
война. Ведь объем производства предшественника ГАЗ-12 составлял
несколько десятков тысяч и ЗиМ был весьма распространенным
номенклатурным и “общественным” автомобилем. Про ГАЗ-13 этого сказать
было нельзя, и подобная ситуация сразу образовала целый пласт
“обиженных” чиновников. Однако, военные нашли свой выход из положения:
на одном из оборонных заводов к кузову Чайки приваривалась передняя и
задняя часть от ЗиМа. На практике получался закамуфлированный
автомобиль высокого уровня комфортности, прозванный в народе “Ослобык”.
Остается только восхищаться уровнем мастерства неизвестных героев,
соединявших воедино автомобили разных характеристик и эпох.

16.“Ослобык”

17.Стандартный ГАЗ-12 ЗиМ

Как уже отмечалось выше, “Чайка” со своими скромными объемами
производства и распределительной системой никогда не попадала на
розничный рынок. После двух капремонтов автомобиль вообще полагалось
утилизировать. Лишь в семидесятых годах Брежнев разрешил зарабатывать
на ГАЗ-13 деньги – машины передавались в ЗАГСы, где любой желающий за 50
рублей мог взять представительский автомобиль на прокат через систему
“Трансагенства”. “Волга” при этом стоила 25 рублей. Так что сдача
лимузинов в аренду – изобретение сорокалетней давности.

18.“Двойняшки” “чайка” и ЗиЛ возле ЗАГСа.

Помимо ЗАГСов, “Чайки” обслуживали Интурист, диппредставительства
зарубежных стран, министров, военные парады, советских послов за рубежом
и звезд, посещающих СССР. автомобиль даже имелся в распоряжении
Спасо-Хаус в Москве (посольство США)

20.Софи Лорен на Васильевском спуске. Позади автомобиля – мечты стандартный автопарк “обычных” граждан – Москвичи.

В разное время Чайки были подарены Валентине Терешковой, Фиделю Кастро,
Георигию Жукову, Михаилу Шолохову, Галине Улановой. Автомобиль,
Терешковой, кстати, был единственной машиной, окрашенной в белый цвет.
Все Чайки покидали ворота завода исключительно черными. Сказать что либо
про Фиделя Кастро сложно, однако утверждение, что “Чайки” принадлежали
нашим именитым соотечественникам – неверно. “Чайки” просто были
прикреплены к ним и обслуживались, например, Московской автобазой №12
(позже Первый Автокомбинат). Автомобиль же Жукова являлся, по сути,
заменой устаревшему ЗиСа-110.

Поэтому в привычном нам понимании, “Чайка” никогда ни кому ни
принадлежала, только обслуживала. Причины, побудившие руководство страны
запретить продажу машины, называются разными. Коллекционер Дмитрий
Долматовский, в частности, считает, что это было банальным разделением
на “начальников” и “дураков”. Есть и другое объяснение: розничная цена
“Чайки” составила бы 17 500 рублей, что при цене на Волгу в 5 500
рублей, было просто астрономической суммой. Заботясь о так называемом
“социальном равенстве”, руководство решило машину в розницу вообще не
пускать. Впрочем, реальную цену, “Чайка” все-так обрела. В зависимости
от целостности экземпляра, называются суммы от 15 до 60 тысяч долларов.

Читайте также:  У улитки ахатины побелел панцирь

Вопреки ещё одному расхожему мифу, львиная доля выпущенных “Чаек”
была седанами, а не лимузинами. Кузов не имел стеклянной перегородки,
зато оснащался двумя откидывающимися сидениями. Лимузин с индексом
ГАЗ-13А выпускался в исчезающе-малых объемах. Ещё одной модификацией был
ГАЗ-13Б – фаэтон. Он часто использовался для парадов и приемов именитых
гостей.

23.Кроме того, латвийскй завод РАФ штучно выпускал эмбюленсы скорой
помощи на базе “Чаек”. Они были лишены цветографических схем и мигалок,
однако оснащены оборудованным салоном со всем необходимым. Так как
автомобили выпускались индивидуально, они не имели какой-либо маркировки
и отличались друг от друга внешне.

25.На базе списанных Чаек создавались и киносъемочные автомобили:
задняя часть крыши срезалась а на её месте устанавливался кронштейн для
камеры. Машина имела отличную плавность хода, динамику и позволяла
качественно снимать “дорожные” сцены.Впрочем, сама “Чайка” тоже побывала
актрисой, в том числе американского кинематографа. В известном фильме
по тематике Холодной Войны “Огненный лис” с Клинтом Иствудом, Чайка
играет роль автомобиля агентов КГБ. Пикантность ситуации придает факт,
что на Чайке за главным героем осуществляется “скрытое наблюдение”. Надо
быть очень далеким от советских реалий человеком, что бы представить,
как выглядела бы такая “слежка” в СССР начала восьмидесятых,
наводненном Жигулями и “двадцать-четвертыми” Волгами.

26.Кадр из фильма “Огненный Лис”, 1982 год.

Побывала “Чайка” и на тесте передачи Top Gear. Несмотря на
безусловный профессионализм Джереми Кларксона, ожидать от убежденного
антикоммуниста положительных оценок советского автомобиля не приходится.
В ходе теста эксцентричный эксперт умудрился сломать коробку передач…

27.Кадр из передачи Top Gear

В 1961 году предпринимается попытка
модернизировать “Чайку”: она получает новый передок, сдвоенные по моде
тех лет фары, иные бампера. Однако в серию машина так и не пошла.
Существуют версия, что тем самым завод “наказали” за попытку
соперничества с ЗиЛом, выпускающим сходный по стайлингу автомобиль более
высокого “номенклатурного” класса. Чайка так и осталась неизменной
внешне до конца производства, а вот ЗиЛ-111 в 1962 году получил
осовремененную мордочку, задние фонари, литеру “Г” в названии и
выпускался до 1966 года.

28.Проект модернизации “Чайки” ГАЗ-13.

Разумеется, с таким примечательным автомобилем связано множество интересных историй. Вот лишь некоторые из них.

Вопреки, регламенту, Начальник пожарной охраны Москвы обладал
собственной “Чайкой” и во время крупных пожаров его ярко-красный
автомобиль, снабженный спецсвязью, можно было заметить поблизости от
места происшествия. Более того, существовали даже железнодорожные
дрезины на базе отслуживших свое машин.

В коллекции автомобильного музея Дмитрия Долматовского находится
уникальная , последняя из выпущенных “Чаек”. По легенде, она была
подарена патриарху Пимену после известия о том, что он пересел на
японский автомобиль Ниссан Президент (взамен устаревшего ЗиС-110).
Возмущенный Брежнев отдал приказ немедленно собрать экземпляр для
патриарха. Однако, на этом приключения автомобиля не закончились. В
конце семидесятых Москву посетил знаменитый Пьер Карден, пожелавший
увидеться с Пименом. Личная “Чайка” Патриарха Кардену очень понравилась и
через несколько месяцев в адрес Патриархии пришла посылка с запиской и
выкройками. Кадрен рассудил, что не чета такому представительскому
автомобилю иметь такой “бедный” салон и выслал драп цвета крем-брюле…

В 1977 году на смену именитому автомобилю приходит наследница –
ГАЗ-14. Несмотря на современную конструкцию, ещё больший комфорт для
пассажиров и техническую новизну, этой машине не суждено было занять
место предшественницы в сердцах людей. Строгий, безликий “кирпичный”
образ, являющийся симбиозом американских дредноутов и Мерседеса, сильно
диссонировал с летящим, воздушным и роскошным стайлингом предыдущей
машины.

Вступая в противоречие с “суеверной” цифрой в собственном названии,
Чайка прожила долгую и счастливую “конвейерную” жизнь. Обслуживая
сильных мира сего, украшая собой многочисленные фестивали, выставки , а
порой и незабываемые свадебные мгновения в жизни соотечественников,
“Чайка”, покачиваясь на плавной подвеске, переехала в двадцать-первый
век, где стала уже по-настоящему раритетным и любимым автомобилем.
ГАЗ-13 был сто-процентным отражением эпохи избыточных размеров,
автомобильной роскоши, хрома и аэро-стиля. К ушедшим временам едва ли
стоит относиться с сожалением, однако, глядя на вытянутые хвостовые
“плавники” Чайки становится как-то особенно обидно, что таких
Автомобилей с большой буквы наша страна больше не выпускает…

29.Фото пользователя nkram Выставка автомобильных раритетов в Одессе.

30.Рисунок Александра Захарова из книги “Автомобили России и СССР. Том 2″

Ссылка на основную публикацию
Почему сомы в аквариуме поднимаются вверх
Асфиксия рыбок Итак, сразу к делу, если вы заметили, что ваша рыбка или все рыбки сразу находятся у поверхности воды,...
Почему крыса дергается
Сайт о домашних и диких животных Будущим и настоящим владельцам крыс, безусловно, будет интересна информация о психологии их питомцев, возможном...
Почему линь царская рыба
Общие сведения Линь является единственным представителем рода Tinca. Он очень теплолюбив и малоподвижен. Линь растет довольно медленно и чаще всего...
Почему у кошки горячее тело
Есть немало внешних признаков (например, состояние носа и глаз), по которым можно судить о самочувствии и здоровье кошки. Один из...
Adblock detector